УЧИЛСЯ НА БРЕГАХ НЕВЫ
ЗАПИСКИ МУЛЬТИМАТЕРНОГО СТУДЕНТА

САВРЕЙ Владлен Сергеевич
(18.10.1934 - 14.01.2013)
Специалист в области автоматики и автоматизации технологических процессов. Выпускник ЛВМИ 1957г.

Саврей В.С., 1955г.

Последнее рабочее место

Сейчас Вы здесь: .:главная:. - .:статьи:. - .:записки мультиматерного студента:.

Глава 10
Владлен Саврей

(Владлен Саврей)

10.86. Холодное Черное море

Была середина марта и середина совершенно черной южной ночи когда поезд остановился в Адлере. Этот первый приезд на юг я никогда не забуду. Перрон маленького адлерского вокзала был еле освещен парой фонарей, вокруг ничего не было видно и было ощущение, что я нырнул в густой теплый воздух, терпко пахнущий цветами. Запах был сильный и приятный, казалось, что он обволакивает со всех сторон.

С поезда сошло несколько человек, которые сразу же растворились в черноте, а я вышел на площадку перед вокзалом, уселся на скамейку и решил ждать рассвета. И так было приятно сидеть в теплоте среди пряно пахнущих роз, что я и не заметил, как настало утро. Оказалось, что мой санаторий совсем недалеко от вокзала и такси подбросило меня туда за полтинник.

Санаторий был одним из трех 16-тиэтажных «стекляшек» для массового отдыха трудящихся. В первый же день я понял, что лечить меня тут никто не собирается, благо и лечить тогда еще было нечего. Для проформы прописали мне какие-то процедуры, на которые я исправно не являлся и на том заботы окончились.

Поселился я в уютном номере с московским шофером-автобусником. Парень оказался очень шустрым, нагловатым, как и все москвичи, да еще к тому же очень женолюбивым. Через пару дней у него наладились все необходимые связи и видел я его в номере крайне редко. Впрочем, меня это даже радовало - хотелось побыть одному и вообще настроение было какое-то неважное.

В пище я не очень-то разборчив, но того, что давали в санатории не хватило бы и кошке. Пара килек с травками на завтрак заливалась спитым чаем; обед был похож на рыбалку - отлавливал кусочки мяса в тарелке и гадал из чего сделаны котлеты размером с генеральскую пуговицу; ужин разнообразил стакан молока, хорошо разбавленного водой, чтобы, не дай Бог, в организм не попали лишние жиры. Время, конечно, в стране было голодное, но не до такой же степени!

Это своевременно оценили местные деятели промкооперации: к зданию регулярно подъезжали автомашины с мешками орехов - фундука и грецких, привозили неплохую выпечку и другие местные продукты. Все это было дешево, ибо дешевизна компенсировалась большим объемом продаж. За неполный день распродавали неимоверное количество орехов и лимонада. К этим продуктам и я пристрастился. Покупал несколько килограммов фундука, пару бутылок лимонада, вытаскивал на балкон матрас и принимался все это уничтожать по отработанной технологии: вкладывал орех в щель на полу, разбивал его бутылкой и запивал лимонадом. И так ежедневно, пока это стало уже невыносимо.

Море было рядом, но вода по здешним понятиям была очень холодной: всего лишь 15 градусов. Залезать в море никто не рисковал, но весь берег был усыпан голыми бабами, сидящими на картонках и играющими в карты, и мужиками, нажравшимися хмельного и визжащими, зайдя в море по колено. Берег усыпан галькой, ходить по нему босиком тяжело и я уходил на волнорез, где можно было спокойно посидеть, просто глядя на волны. Занятие, которое никогда не может надоесть!

Однажды, к своему удивлению, я увидел в воде здорового мужика, которые довольно лихо кувыркался в небольших волнах. Мне и раньше хотелось поплавать, но «высовываться» не стал, а тут такой стимул. Нырнул и я в воду. Сначала дух захватило, а потом стало так хорошо, что и вылезать не хотелось. На воздухе было холоднее, чем в воде. С мужиком мы тут же познакомились. Это был подполковник - пожарник из Витебска. Почти земляк, что мы и отметили вечером. С того дня мы с ним каждый день, к удивлению окружающих, купались в море в любую погоду.

Ни на какие развлечения я никогда в жизни не ходил и начинать в адлерской стекляшке не намеревался. Кино было в другом корпусе, ходить туда было далеко да и фильмы крутили старые. Так что через неделю меня разобрала лютая тоска, усугубившаяся еще и разлукой с детьми.

Удивительно кстати настало время весенних каникул. Я позвонил Гале и попросил отправить ко мне в Адлер Маринку, благо малины деньги были при мне. Ждал я ее приезда с огромным нетерпением! Съездил в Сочи и устроил ей проживание в отличной квартире рядом с автовокзалом. У хозяйки было три дочери и она согласилась взять Маринку на полный пансион во время каникул.

Мариночка приехала поездом налегке и, видимо, изрядно проголодалась в дороге. Мы с ней тут же пошли в вокзальный ресторан и устроили пир из жареных перепелов. В Адлере несколько перепелиных ферм, в избытке обеспечивающих перепелами местный общепит и перепелиными яйцами - сувенирами заезжую публику. Маришка оприходовала целый противень вкусных птичек к моему великому удовольствию. До Сочи ехали на автобусе по красивой горной дороге, где местные водители гоняют с невероятной лихостью.

В тот же день к хозяйке приехала дочь из Краснодара, где она училась в музыкальном училище. Мариночке было 15 лет, а та чуть постарше, но «обнюхались» они очень быстро. Я, успокоенный, поехал к себе в «стекляшку», пообещав наутро приехать в Сочи.

Со следующего дня начались наши путешествия по Черноморскому побережью. В первый же день доехали мы до вершины какой-то горы, где уютно пристроился кабачок с шашлыками и полным набором экзотических вин: «Черные глаза» и прочие, названия которых я уже позабыл. С горы открывался прекрасный вид, шашлыки таяли во рту, вино было, действительно, неплохим и мы провели там несколько часов. За это время шустрая Маринка облазила окрестные скалы, нарвала где-то грецких орехов и была в восторге от новых мест. У нее еще хватило сил играть в волейбол возле нашего корпуса, а я с удивлением наблюдал за тем, как вокруг нее увиваются вполне взрослые ребята. Вот так и выросла дочь, а я и не заметил. Поздно вечером я отвез Маринку в Сочи, обратно в Адлер не поехал и наутро мы собрались по совету хозяйки съездить на электричке в Новый Афон посмотреть знаменитые пещеры.

Зрелище действительно впечатляющее! От устья пещеры на маленьком электропоезде нас провезли до начала маршрута, а там уж по проложенным мосткам повели вглубь пещеры. Это было одним из самых посещаемых мест, народу собралось немало и все дружно охали и ахали при виде гигантских сталактитов, умело подсвеченных разноцветными лампами и все дружно испугались, когда внезапно погас свет и настала абсолютная темнота. Удивительно, но при моей-то клаустрофобии, я совсем ее не ощущал в пещере. Очевидно, потому, что объем пространства был очень большим, а не ограниченно малым. Бродили мы там долго: Маринке очень понравилось пускать эхо в пещерах и лазить на высокие смотровые площадки, куда мне было лень подниматься.

На свет Божий мы вышли полные впечатлений и страшно голодные. Автобус привез нас в Гагры, где мы хорошо пообедали и до самого вечера гуляли по городку, кормили черных и белых лебедей, отдыхали у самой кромки моря. Мне там очень понравилось, несмотря на то, что местные жители смотрят на тебя не как на человека, а как на объект купли - продажи. Это сразу чувствуется и очень неприятно.

В Сочи я Маринку привез уже поздно ночью, а утром следующего дня мы поехали с экскурсией на озеро Рица. Погода была пасмурная, моросил дождик, но и горная дорога, и само озеро очень нам понравились. Традиционно побывали на даче Сталина, отведали местных шашлыков и вина. Здесь, на озере Рица в небольшом магазинчике нам с Маринкой очень понравилась клеенка с роскошными рисунками древних рыцарских замков и прочих рыцарских атрибутов. Удивительно красивые рисунки рыцарских турниров, вздыбленных лошадей, обрамленных орнаментом из старинного оружия. Но... в магазинчике был обеденный перерыв, а по случаю плохой погоды этот перерыв затянулся на неопределенное время. Мы даже отстали от своего автобуса, прогулялись под дождиком пару лишних часов, но так и уехали не солоно хлебавши к великой досаде. Позже я пытался отыскать такую клеенку в Сочи и Адлере, но не нашел. До сих пор обидно...

За эти десять дней Маринка успела прилично загореть, набралась впечатлений и малость поздоровела. Но все хорошее когда-то да кончается... С большой неохотой проводил я ее в Ленинград, а сам отправился в свою «стекляшку» потреблять орехи и отмокать в прохладном весеннем море.

В санатории меня ждала записка... от Михаила Владимировича Овчинского - нашего зама по снабжению. Вот уж была неожиданность! Оказалось, что он и главный энергетик «ГОКстроя» Юра Ладыгин тоже решили погреться после лютой зимы и взяли путевки в санаторий «Энергетик» здесь же в Адлере. С обоими у меня были самые лучшие отношения, а встретить на отдыхе земляков - большая удача. После обеда я поехал в «Энергетик», расположенный недалеко от моего санатория и первый, кого я там встретил был Ладыгин, задумчиво торчащий на крыльце. У них тоже был обед, но Овчинский еще не вышел из столовой. Юра подвел меня к стеклянной двери и мы увидели, как огромный «Мойша» с брезгливой гримасой рассматривает пару килек на тарелке и отлавливает следы мяса в супе. Вид у него был просто уморительный при этом! Видимо, ему уже грезилась перспектива полуголодного существования в течение 24 дней. Тут он заметил нас и выбрался из-за стола, не закончив обедать. После радостных приветствий голодный Овчинский поволок нас в ближайший ресторан, где мы и отметили встречу. Мужики очень сожалели, что не застали Маринку, про которую я им все уши прожужжал. Мы дружно погуляли по набережной, посидели на скамейке на главной улице, наблюдая за курортным променадом, попробовали в ларьке здешнее вино (рубль - стакан любого!) и жизнь мне показалась не такой уж и скучной.

Так мы и ходили друг к другу в гости, истоптав все адлерские набережные, пока не настал День противовоздушных войск, в которых служил когда-то Юрка. Было решено совместить этот праздник с экскурсией в Сухуми, которая организовывалась в тот же день. Я поехал в Сухуми на электричке от своей остановки «Известия», а они - на автобусе из своего санатория. Встретились мы на набережной Сухуми и решили посмотреть город и потом уж попраздновать.

Сухуми мне очень понравился. Очень небольшой, уютный и зеленый городок с массой достопримечательностей: прекрасным ботаническим садом, обезьяним питомником и красивой набережной.

Первые впечатления были связаны именно с набережной, по которой стройными толпами вальяжно шествовали типичные кавказские мужчины в огромных кепках - «аэродромах», приличными брюшками и большими усами. Из-под козырьков посверкивали бегающие глазки, догола раздевающие проходящих мимо женщин. Поскольку их собственные женщины все сплошь ходили в черном и повязывались платками до самых глаз, то отстреливали глазами славянок - отдыхающих и туристок, демонстрировавших здесь свои достоинства с полным откровением. Смотреть на этих павианов было и забавно и противно. Причем наглость их предела не имеет - липнут ко всем женщинам без разбора, а получив «отлуп» мерзко гогочут вслед. Все это мы наблюдали, стоя у какой-то забегаловки, где, на удивление, хорошо и недорого готовили хачапури. Странно, но выпить там ничего не было и мы в полной трезвости пошли в ботанический сад. Век бы оттуда не уходил! Сад сам по себе небольшой, но столько там всяких растений, так он был хорошо ухожен, что всегда можно было чему-нибудь удивиться. Мне там очень понравилось, но не все запомнилось.

Рядом с ботаническим садом процветал тогда единственный в Союзе обезьяний питомник. Множество мартышек и каких-то еще приматов жили под открытым небом, носились как угорелые по каменным откосам, выпрашивали конфеты и уморительно гримасничали. Смотреть на них можно было часами, особенно радовали они детей, коих матери не могли оттянуть от забора.

Хорошо нагуляв аппетит, мы решили, что пора и праздновать. Ладыгину, как младшему по званию (всего - то сержант был!) и возрасту было поручено найти все, что надо для праздника: выпивку и закуску и принести на скамейку в парке, где мы обосновались. Каково же было наше удивление, когда через полчаса он явился совершенно пустой и растерянно сообщил нам, что кроме водки ничего съестного ни в одном магазине не нашел. Даже хлеба...

Пришлось нам покинуть тенистую скамейку и двинуть на поиски. Даже какой-то охотничий азарт появился: неужели ничего не найдем в курортном городе, хоть и не в сезон. Обошли мы все магазины, где Овчинский давил солидностью, я пытался «взять на обаяние», а Юра толково объяснял, что сегодня наш праздник. Все тщетно: съестное расхватали с утра и покушать можно было только в столовой, но там категорически нельзя было выпить... Круг замкнулся, но мы его разомкнули, взяв по бутылке водки на брата, стянули в столовой стакан и несколько кусков хлеба. Все это радостно унесли в парк и отметили славный праздник. На солнышке нас порядочно развезло, но мужикам было легче - они могли выспаться в автобусе, где для меня места не нашлось. Электричка отправлялась только вечером и у меня было время сходить в кино, что я и сделал. На вокзал я пришел заранее, поужинал в буфете и пошел в вагон.

Только занес ногу на подножку, как у меня в левом колене буквально «граната разорвалась» - такая адская боль возникла, что я чуть не потерял сознание. В вагон подняться я не смог и мне на помощь подбежал капитан-милиционер. Он что-то спрашивает, а я его не слышу. Малейшее движение и опять острая боль в колене... Какая уж тут поездка. Капитан помог мне добраться до медпункта, но там никого не было - воскресенье. Довел он меня до гостиничного номера поездных бригад и уложил на койку. Сбегал куда-то и принес длинное полотенце, которым я перетянул себе ногу. Еле уложил ногу так, чтобы не очень болела, но уснуть не смог всю ночь. Прыгать на одной ноге еще было можно, если крепко стиснуть зубы, благо туалет был недалеко. К утру боль немного утихла и я решил уехать на первой электричке. Вчерашний день был полуголодным, есть хотелось страшно и первым делом я двинул к столу на перроне, где кормили пассажиров супом-харчо. Принесли мне чуть теплый суп, но на этом мои неприятности не кончились - вонючие голуби, обсевшие карниз вокзала, умудрились нагадить мне прямо в тарелку... В общем, все по пословице: «Если не повезет, то и...»

Еле залез в вагон и устроился у окна, но любоваться черноморскими пейзажами мне не пришлось - всю дорогу «нянчил» ногу, не находя удобного положения. Самое трудное было впереди - на остановке «Известия» не было перрона и надо было прыгать из вагона. Впервые в жизни мне пришлось прыгать на одну ногу и проделал я это успешно. Еле доковылял до корпуса и сразу же вызвал врача. Что он там обнаружил, я не знаю, но легче мне стало только от того, что я уже на месте и под врачебным присмотром. Еду мне приносили несколько дней в номер, а потом я и сам ковылял, плотно перебинтовав колено. Меня трогательно опекала дама-кандидат исторических наук из Львова, жившая в соседнем номере, чем и помогла почти поправиться к дню отъезда. Вот так я и отдохнул впервые у моря.